Несколько дней назад в Баренцевом море начались ходовые испытания авианосца «Викрамадитья», который раньше назывался авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», а потом был модернизирован для передачи индийскому флоту. Начались — и тут же закончились, поскольку по достижению скорости полного хода на корабле вышли из строя, внимание, семь паровых котлов из восьми. Котлы были новыми, поскольку «Адмирал Горшков» работал на мазуте, а Индия хотела заправлять корабль дизельным топливом. А еще Индия не хотела, чтобы ее матросы дышали вредным для здоровья асбестом, который советские кораблестроители использовали для теплоизоляции котлов. Поэтому теплоизоляцию сделали из огнеупорного кирпича. Эта-та теплоизоляция из кирпича и обвалилась во время ходовых испытаний.
А теперь слушайте внимательно, я расскажу вам самое главное. Котлы авианосца были обложены китайским шамотным кирпичом. И он оказался низкого качества. А почему китайским-то? — удивитесь вы. Отвечает руководитель Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, цитирую: «К сожалению, российское производство этих материалов утрачено».
Вдумайтесь в это. Осознайте. Мы полностью модернизируем авианосец.
Вы представляете себе, что такое авианосец? Это, наверное, самое сложное из созданных человечеством устройств. Триста метров длиной, тысяча шестьсот человек экипаж, два десятка самолетов и десять вертолетов на борту.
Но при этом у нас утрачено производство шамотного кирпича. Нет, я, конечно, за три минуты нашел в Интернете четыре российских завода, которые производят огнеупорный кирпич, но ведь у меня нет оснований не верить главе Объединенной судостроительной корпорации! А он говорит, что производство утрачено. Производство кубиков из обожженной глины. Вот вы скажете, что уметь строить авианосцы важнее, чем производить глиняные кубики. А мне отчего-то кажется совершенно иначе.