Судя по тому, что список пропал — это далеко не окончательный вариант. Однако и этот, предварительный вариант, очень интересен для обсуждения.
В списке, с одной стороны, — такие важные для понимания культурного контекста картины, как «Берегись автомобиля» или «Бриллиантовая рука», а с другой стороны — популярная экранизация классики, например, «Собачье сердце» или «Неоконченная пьеса для механического пианино». И как-то трудно спорить с тем, что каждый русский школьник должен посмотреть эти фильмы. Разве что он наверняка видел их и без всякой школы.
Можно, наверное, придумать объяснение и наличию в списке таких картин, как «Аэлита» 1924 года или «Броненосец Потемкин» 1925. Эти немые фильмы сейчас интересны только тем, кто изучает историю кино, но почему бы в школе не поизучать историю кино? Историю литературы ведь изучаем. И историю религий. А кино в жизни современного человека значит не меньше, чем религия и литература. Поэтому узнать про раскрашенный вручную флаг на броненосце или увидеть знаменитую сцену с коляской на лестнице было бы, очевидно, полезно.
Но есть в списке фильмы, которые с одной стороны важны для каждого из нас, но с другой стороны — как-то не очень для школьников. Вот, например, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Во-первых, школьнику этот фильм будет просто скучен и непонятен. Ну хорошо, допустим преподаватель будет по ходу просмотра пояснять происходящее на экране. Но куда деть сцены ослепления мастеров? Школьникам предлагается смотреть, как по лесу ползают, натыкаясь друг на друга и на деревья окровавленные люди с дырами вместо глаз? Куда деть сцену пыток ключаря? Вырезать нельзя — фильма не будет.
А вот, например, другая картина. Фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Этот фильм, конечно, поостросюжетнее и занимательнее, чем «Андрей Рублев», но мы же с вами боремся за защиту детей от информации, способной причинить вред детской психике, правда? А фильм «А зори здесь тихие», наверное, один из самых страшных фильмов в истории серьезного мирового кино. Я увидел его в возрасте 14 лет случайно и с тех пор больше никогда не смотрел. Потому что боюсь снова увидеть, как, например, в болоте тонет юная девушка.
И лично мне бы совсем не хотелось, чтобы так же боялись потом мои дети. Потому что всему свое время.